Атомная энергетика в Казахстане

В своем ежегодном Послании народу Казахстана в сентябре этого года Президент Касым-Жомарт Токаев поставил правительству страны задачу всесторонне изучить возможность создания атомной энергетики и затронул тему необходимости строительства собственной АЭС. Стоит отметить, что этим вопросом руководство Казахстана задается уже не один десяток лет. Однако, несмотря на очевидную актуальность, дело дальше разговоров и обсуждений не доходило. Причиной этому многие эксперты называют разные факторы – от отсутствия дефицита электроэнергии в стране до вмешательства в процессы обсуждения всевозможных противников развития атомной энергетики. О том, действительно ли имеется необходимость в строительстве АЭС на территории Казахстана и какие существуют перспективы в этом направлении, разбираемся в материале zakon.kz.

На фоне озвученной Касым-Жомартом Токаевым идеи в Казахстане вот уже два месяца на всех уровнях, включая социальные сети, наблюдаются жаркие дискуссии по поводу атомная энергетики и собственной АЭС в Казахстане. Причем, как показывают результаты многочисленных социальных исследований, противников и сторонников этой инициативы примерно поровну. В своих доводах противники строительства АЭС, опираясь в своем большинстве на эмоциональную составляющую, указывают на последствия аварий на Чернобыльской атомной станции и реакторе АЭС "Фукусима-1". Не обходят стороной и вопрос ядерного прошлого Казахстана.

Сторонники же используют факты лидирующих позиций Казахстана в процессе добычи природного урана, имеющийся опыт содержания и обслуживания реактора в Актау, а также грядущий общемировой дефицит электроэнергии, который не смогут покрыть ни за счет передовых "зеленых" технологий, ни за счет других источников производства электроэнергии.

Атомный потенциал Казахстан весь период независимости выступал за развитие мирного атома, участвовал во многих международных программах, в том числе под эгидой МАГАТЭ. Разместил на своей территории Банк низкообогащенного урана. Является главным производителем топливного урана в мире и имеет опыт в области атомных исследований.

Вместе с тем, несмотря на очевидный потенциал в этом направлении, руководство страны, по состоянию на сегодня, пока не решилось на развитие собственной атомной энергетики.

Стоит напомнить, что после обнаружения богатейших залежей урановой руды на берегу Иртыша еще в бытность СССР был создан город Курчатов, где разместились основные исследовательские центры.

Сейчас в Курчатове функционирует Национальный ядерный центр (НЯЦ) – научно-техническое объединение с уникальными возможностями. Ученые НЯЦ разработали модель управления расплавом активной зоны аварийного реактора АЭС "Фукусима-1". Программа позволила исследовать физические и химические свойства станции и выработать рекомендации по эксплуатации АЭС.

Кроме того, Казахстанский национальный ядерный центр активно принимает участие в инновационном проекте "Cormit-II". Данный проект направлен на изучение взаимодействия расплавленных материалов активной зоны с жаропрочными материалами в случае тяжелой аварии. Проект реализуется совместно японскими компаниями "Toshiba Energy System & Solution" при посредничестве "Mаrubeni Utility Services". На базе НЯЦ также используются две экспериментальные установки, или попросту – маломощные атомные реакторы проекта "ВЧГ-135" и "Лава-Б".

Помимо исследований в Курчатове, казахстанские учетные-атомщики проводят исследовательскую работу и на базе Института ядерной физики, который размещен в микрорайоне "Алатау" города Алматы. В этом институте, подобно центру в Курчатове, также имеется экспериментальная атомная установка.

Кроме всевозможных исследований и теоретических разработок, за годы своей независимости Казахстан получил опыт в управлении и постоянном использовании полноценного реактора.

Так, с 1972 по 1999 год на берегу Каспийского моря вблизи Актау функционировал реактор на быстрых нейтронах БН-350 мощностью 350 МВт. Топливо для реактора не только не расходовалось – оно приумножалось. Теплоносителем являлся натрий в жидком виде.

Решение о закрытии реактора было принято в 1999 году, даже несмотря на то, что фактически его могли эксплуатировать вплоть до 2025 года.

Как позднее отмечали эксперты, решение о его закрытии было принято руководством Казахстана не в угоду требованиям различных экоактивистов и противников атомной энергетики, а из-за того, что реактор мог свободно вырабатывать оружейный плутоний, необходимый для производства ядерного оружия. А позиция страны в этом направлении является непоколебимой – мир должен быть без ядерного оружия.

Источник: zakon.kz